Главная » Статьи » Мир |
Современный молодой человек — строитель общества 21-го века — должен получить эстетическое воспитание. Этот предмет является составной и неотъемлемой частью любого воспитания, т. е. формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Зачем эстетическое воспитание нужно современному человеку, стоящему на пороге самостоятельной жизни? Ответить на этот вопрос — значит познакомиться с особым кругом представлений и понятий, которые неотделимы от труда, быта и поведения каждого человека, его отношений с природой и другими людьми. Это большой и особый мир — мир прекрасного, интересующий, затрагивающий людей всех профессий и возрастов. В повседневной жизни и деятельности никто не может обойтись без понятий «прекрасное», «красивый», «безобразный» и т. д. Ими мы выражаем свое отношение к поступкам, чувствам и мыслям людей, с которыми общаемся в труде и быту. Они помогают оценить окружающую природу, произведения искусства и вещи, созданные человеком. Говорим ли мы о художественном начале в труде и производстве, о красоте внешнего облика и поведения человека, об участии в самодеятельном творчестве и многообразных явлениях профессионального искусства,— мы не может миновать слово «эстетика». Все подвластно удивительной науке эстетике, с давних времен изучающей способность человека мыслить, чувствовать и поступать в соответствии с нормами красоты. Попробуйте объяснить такое явление, наблюдаемое в последние годы. Девушки в большинстве своем предпочитают короткую прическу, носят кофточки, напоминающие мужские сорочки, брючные костюмы, тяготеют к спортивной, пружинящей походке, динамичному и короткому жесту, затушевывая при этом иногда свое природное начало — женственность, мягкость, нежность — и искусственно приравнивая себя к мужчинам там, где как раз надо бы подчеркнуть различие. Юноши же, напротив, нередко отпускают длинные волосы, носят длиннополые пиджаки, рубашки ярких расцветок и с кружевами, а вместе с этим в поведении утрачивают черты мужественности (вместо которых у них появляются расслабленные, ленивые движения и жесты, вихляющая походка томность во взгляде). Эстонская пословица гласит: «Мужчине идет быть мужчиной, а женщине идет быть женщиной». Можно ли признать разумной и целесообразной моду там, где она превращает девушек в «парнишек», делая их резкими, грубоватыми, а юношей — в женоподобные существа, делая их развязными, немужественными? Когда-то была мода на короткую мужскую прическу (ее называли «под бокс»). Позже многие молодые люди стали отпускать длинные волосы (некоторые теперь даже завиваются), бороды, усы. Поскольку человечество в прошлом длительное время носило бороды, усы, длинные волосы, вряд ли можно доказать, что эта мода хуже любой другой. Но можно и нужно подумать над тем, к чему обязывает такая мода каждого ее приверженца. Усы и борода издавна означали признак повзросления, превращения юноши в мужчину, т. е. были «знаком» того, что он стал самостоятельным и ответственным в своем поведении, способным защитить слабого, отстоять справедливость, — были синонимом мужества. А длинные волосы известных нам с детства мушкетеров или защитников Парижской Коммуны неотрывно связаны в нашей памяти с такими человеческими чертами, как отвага, храбрость, благородство, деликатность. Стремительность в движениях, гордая осанка фигуры, прямая походка, открытый лоб как признак ума, постоянная готовность прийти на помощь старому человеку, тактичное и мягкое; отношение к женщине — если все это есть в юноше, никто не заметит, какую прическу, длинную или короткую, он носит. Окружающий мир и жизнь в этом мире поражают своим многообразием и сложностью. Это природа — живая и неживая, где степи, леса» горы, водные просторы, животные всех видов составляют нечто единое, несмотря на всю непохожесть. Это техника, созданная мыслью и руками человека: от телебашен, космодромов, гидротурбин до рабочих инструментов, бытовых приборов и суперкомпьютеров. Это изменяющаяся общественная жизнь, где люди вступают друг с другом в сложные и противоречивые отношения, где они заняты разного рода деятельностью и ведут борьбу за осуществление определенных целей. Это, наконец, сам человек — с его уникальным духовным и физическим обликом, стремлением к творчеству и познанию секретов природы, с его интересами и талантами, чувствами и переживаниями. И все это вместе образует одно целое — реальную действительность. Когда мы говорим мир прекрасного или красоты, имеется в виду не какой-то изолированный, существующий сам по себе мир предметов, явлений и поступков, а наш реальный мир природы, труда, общественной деятельности, поведения, быта и искусства, которое отображает действительность в художественных образах. Наряду с такими понятиями, как «природа», «общество», «человек», «наука», «техника», «политика», человечество выработало также понятия эстетические. То, что они означают знакомо каждому с детства: называя цветок, игрушку или человека «красивым», а тот или иной поступок — «некрасивым», ребенок выражает именно эстетическое отношение к предмету или явлению. Впоследствии встает вопрос, насколько правильно мы применяем эстетические понятия и соответствующие им слова в нашей повседневной жизни. На этот вопрос помогает ответить эстетика — наука, как система категорий, понятий, которая осмысливает реальность с точки зрения законов красоты. Знакомство с научным содержанием основных эстетических понятий — прекрасным, безобразным, возвышенным, трагическим, комическим — позволяет понять сущность особого отношения человека к действительности, которое принято называть эстетическим отношением. | |||
Просмотров: 2520 | |
Всего комментариев: 0 | |